Зоопарк традиционно почитается в числе мест, куда принято водить детей. Если задуматься, почему так, ответ как будто бы лежит на поверхности: детям нравятся животные. Парадоксальным образом эта симпатия остаётся даже после окончания детского сада, вот только о ней уже вспоминают не так часто. А зря. О том, как может пригодиться зоопарк школьникам (и не только им), выясняем в сегодняшнем выпуске блога Ассоциации репетиторов.
Пойдём посмотрим!
Вопрос, с какого возраста ребёнка имеет смысл вести в зоопарк, живо обсуждается на тематических форумах. Цифры колеблются от двух до пяти лет, отвечающие апеллируют опыту собственных детей — иным “было до фени”, в то время как другие по полтора часа перекрикивались с попугаем.
Источник фото
Родителям школьников в этом смысле и проще, и сложнее. Проще — потому что к семи годам интерес к иным видам уже проснулся и только и ждёт, когда же им воспользуются. Сложнее — потому что опыт всегда требует рефлексии, и в случае с животными эту рефлексию невозможно свести к “А тебе понравилось?”: чужая жизнь не может просто нравиться или не нравиться, она заставляет размышлять.
Размышления приводят подчас к самым неожиданным вопросам. Примеры из педагогической практики:
- Какие животные были самые первые?
- Зачем животным хвост?
- Почему у животных уши другой формы?
- Почему некоторые животные впадают зимой в спячку, а другие — нет?
Наивно было бы думать, что ответ “потому что” хоть когда-нибудь кого-нибудь устроил. Поэтому, отправляясь в зоопарк, вооружитесь минимальным запасом ответов.
Среда обитания
В большом и долгом споре о том, нужны ли зоопарки, первое большое “за” — среда обитания. Вероятно, ребёнок, родившийся и проживший почти всю жизнь в городских стенах, подозревает, что в мире существуют другие существа помимо собак, кошек, Шрека, а также свиньи, коровы и курицы,
Но как же здорово взглянуть на них своими глазами и увидеть во всём многообразии. Или, по крайней мере, в том многообразии, которое предлагает местный зоопарк.
Делая шаг в сторону, нельзя не сказать о пет-терапии. К помощи животных сегодня совершенно официально прибегают традиционные медицинские учреждения. Животных зовут на помощь, чтобы вылечить:
- Повышенную тревожность.
- Эпилепсию.
- Рассеянный склероз.
- ДЦП.
- Различные виды деменции.
- Помочь после травм, инсультов.
- При оказании паллиативной помощи неизлечимо больным.
Но пет-терапия — только крайняя форма выражения естественной человеческой привычки, существовавшей за много лет до переселения в большие города: общения с животными.
Источник фото
Если раньше самых счастливых отправляли на лето в деревню к бабушке, то сегодня вероятность, что бабушка живёт в деревне, всё меньше. Тут на помощь приходят контактные зоопарки.
Контактные зоопарки — это небольшие зоопарки, в которых животных можно не только наблюдать, но и трогать, гладить, кормить и фотографировать с любого удобного расстояния. Чаще всего в контактных зоопарках обитают небольшие зверьки вроде кроликов, морских свинок и енотов, а также зачастую мини-козы, мини-пиги, ослики, etc.
Источник фото
Этот метод вряд ли решит проблему “хочу собаку” (или “хочу кота”), но по крайней мере несколько сгладит потребность в тактильном общении с четвероногими.
Биологические штудии
- Если посещение зоопарка вызывает живой интерес и в него тащат всё чаще и чаще, есть несколько способов направить этот интерес в образовательное русло.
- Первый — нанять преподавателя по биологии, который бы занимал школьника программой, выходящей за рамки школьной.
- Второй — соответствующий кружок при зоопарке.
Словосочетание “юный натуралист” отдаёт советским детством, но вряд ли стоит его пугаться: за этими словами чаще всего скрываются люди, влюблённые в живую природу и умеющие поделиться своими знаниями с теми, кто пока не владеет всей необходимой научной терминологией. Огромный бонус таких кружков — доступ к лабораториям и животным. Именно тут дадут подержать в руке богомола, мадагаскарского таракана или другую экзотическую живность, а заодно и компетентно заверят, что никто из вышеперечисленных не укусит.
Источник фото
Зачем он так делает?
Поведение животных — щедрый источник вдохновения, притом далеко не только для этологов. Если вы с ребёнком уже пришли к консенсусу относительно происхождения человека, самое время взяться за другой вопрос — что у нас общего с другими обитателями планеты?
Этологию не изучают в школах, но нет ничего плохого (и наоборот, есть много хорошего) в том, чтобы взяться за этот предмет самостоятельно. Изучение поведения животных может здорово помочь:
- понять причины и мотивации домашних животных
- увидеть более полную картину того, что преподаётся на уроках биологии
- наконец, узнать много нового о поведении человека — в конце концов, как бы мы ни льстили себе, понимание небольшой биологической дистанции между homo sapiens и высшими приматами — вещь здоровая и необходимая.
Источник фото
Классика жанра — книга “Непослушное дитя биосферы” В.Р. Дольника. С того момента, как её прочитали все, кто хоть немного интересуется биологией, случилось много чего — например, её успели покритиковать те, кто биологией занимается профессионально. Но критика эта не отменяет главного её достоинства: Дольник исподволь учит смотреть на человека в ряду других млекопитающих, и это очень отрезвляет и вместе с тем вдохновляет. А прочитанная в подростковом возрасте, книга ещё и помогает понять многие вещи относительно “мира взрослых” — и, кто знает, возможно быть снисходительнее к нему в своём каноническом бунтарстве.
В качестве вдохновляющего материала перед походом в зоопарк (или после него) можно также посмотреть что-нибудь из “Всё как у зверей”, в которой тема похожести их на нас (или нас на них) раскрывается во всей красе.
Свободу попугаям!
Подростковый возраст — вообще в некотором смысле идеальный для того, чтобы отправиться в зоопарк. Почему так? Выросший и помрачневший ребёнок угрюмо слоняется от клетки к клетке и размышляет о собственных заботах и интересах (World of Tanks, конфликте с одноклассником и о том, почему нужно было выходить из комнаты). Чем не идеальный фон для разговора об экзистенциальных проблемах?
Вопрос о том, насколько этичны зоопарки (и вслед за ними цирки, при всей разнице этих двух заведений), многим кажется неочевидным. Аргументов “против” (особенно у подростков) хватает: звери сидят в клетках, у многих из них нет социального окружения, они живут не в своей среде обитания и скорее всего никогда в неё не вернутся. Не говоря уже о том, что звери, постоянно зависящие от человека, часто теряют свои нормальные привычки и становятся совершенно не приспособленными к жизни в дикой природе.
Источник фото
Вместе с тем у зоопарков есть несколько важных функций:
- выхаживать животных, спасённых из рук браконьеров
- помочь сохранить вымирающие виды
- провести генетические исследования, позволяющие грамотно восстановить почти исчезнувшие популяции
- реинтродуцировать спасённые виды (как, например, это случилось с белым ориксом, которого спасли и вновь выселили в природную среду именно зоопарки)
Помимо развития чисто дидактических навыков эта дискуссия даёт ещё и повод поговорить об этической стороне дела. Это спор не столько о том, кто мы по отношению к “меньшим”, это спор о том, где проходят границы нашей ответственности вообще (и каковы последствия наших действий).
Точка зрения
Помимо всех вышеперечисленных важностей зоопарк выполняет функцию, которую с таким изяществом, пожалуй, не может осуществить ни одна другая институция: он напоминает о Другом.
Источник фото
Речь, конечно, не об огненным проповедовании в духе Эмерсона, Торо, Ганди, Толстого или Питера Сингера, нет: зоопарк просто напоминает о существовании огромного мира за пределами городов. Discovery, Animal Planet, сериалы о животных — ничего из этого не сможет заменить опыт встречи с настоящими животными, которые собственной персоной поджидают в зоопарке. Может быть, именно такие встречи, личные и чуткие, и станут поводом к тому, чтобы в будущем зоопарки опустели за ненадобностью.
Источник заглавной картинки
Понравилась статья?
Поделитесь с друзьями:
Мудрая сова
02 декабря 2016